Главная Программа по НОО

Начальное общее образование

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №    17 г. Владивостока» на 2016-2021 учебный год

Приказ № 66/1 от 22.05.2016 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МБОУ «Школа № 17»

 

6.11.12 в МБОУ «Школа №17» проведен Круглый стол для учителей, работающих в начальных классах, по теме «Организация  учебной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО».

За круглым столом встретились  директор школы Щепинская Наталья Леонидовна, учителя начальных классов, педагог дополнительного образования руководитель кружка «Весёлые краски» Ключерова Ю. Н., учителя, преподающие английский язык, информатику в начальных классах.

Собравшиеся рассмотрели и обсудили ряд проблемных вопросов, связанных с организацией учебной деятельности, разработали методические рекомендации, позволяющие наиболее эффективно осуществлять учебный процесс в условиях внедрения новых стандартов. В ходе групповой работы учителя предложили ответы на вопросы: Как изменились подходы к составлению рабочей программы по учебному предмету в условиях внедрения  ФГОС НОО; какими педагогическими умениями необходимо владеть педагогу для успешной реализации ФГОС НОО; как изменились подходы к конструированию урока в условиях внедрения ФГОС НОО; как изменилась система оценивания учащихся?

Родителям о новых стандартах

Уважаемые родители! В 2011-12 учебном году наши первоклассники начали учиться по новым образовательным стандартам, которые всеми участниками образовательного процесса воспринимаются неоднозначно, как лишняя нагрузка, осложняющая жизнь педагогическим работникам, учащимся и их родителям. Сегодня мы попытаемся объяснить, в чем их суть и что они призваны улучшить в системе образования.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит жизнь ребенка. Речь идет о новых условиях и формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы.
Каждое образовательное учреждение с введением новых образовательных стандартов должно обеспечить личностное развитие детей: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ориентацию на понимание причин успешности или неудач своей учебной деятельности, осознание себя гражданином России.
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у ваших детей к окончанию 4 класса будут сформированы универсальные учебные действия (УУД), которые помогут им учиться дальше и применять полученные знания.
С введением новых стандартов формируется внутренняя позиция школьника на устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, установка на здоровый образ жизни. Ученик научится планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать оценку учителя, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, проявлять инициативу. Он будет осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ различных объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. И, что особенно важно в сегодняшней жизни, научится допускать возможность существования у людей различных точек зрения, не совпадающих с его собственной, при этом отстаивать свою собственную позицию и приходить к общему решению.
В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход. Это означает, что мы, школа и семья, должны приложить все усилия для формирования и развития учебной самостоятельности ученика. Согласитесь: все перечисленное нужно детям для того, чтобы по окончанию школы быть конкурентоспособными в этом быстро меняющемся мире.
Разумеется, решать эти задачи школа будет вместе с вами: новый стандарт трактуется как общественный договор между семьей, обществом и государством. Это означает, что роль родителей в образовании и воспитании детей приобретает более значимый характер.
Часто общаясь между собой, мы неустанно повторяем, что духовно-нравственное воспитание молодежи оставляет желать лучшего, при этом родители обвиняют школу, а школа – родителей. Именно поэтому одной из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями и родителями в рамках стандарта, становится подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований общества, что будет способствовать формированию устойчивых нравственных качеств личности школьника.
Мы не раз убеждались в том, что духовно-нравственное развитие и воспитание школьников является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного образовательного учреждения. В последние два десятилетия, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, которые активно пропагандируются многочисленными каналами телевидения, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной. Именно поэтому в основу новых стандартов заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Они ориентируют нас, руководителей, педагогов, родителей, вместе обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание детей, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу. От того, что мы, педагоги и родители, вложим в душу ребенка, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
Мы не будем подробно останавливаться на содержании данной Концепции (при желании каждый из Вас сможет ее прочитать), а остановимся на очень важном для родителей вопросе – проблеме адаптации первоклассников к школе. Начинается учебный год. И нам, педагогам и родителям, нужно сделать все, чтобы адаптационный период, который для отдельных учащихся становится довольно длительным, завершился для каждого первоклассника благополучно. Мы должны помнить, что необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения. На этом этапе взаимодействие педагогов и родителей должно быть направлено на создание единого воспитательного пространства. Помните: деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками.
С введением новых стандартов каждому ребенку необходимо организовать внеурочную деятельность, представленную в форме различных кружков,  экскурсий, соревнований. Организуется внеурочная деятельность с учетом индивидуальных особенностей ребенка и ваших пожеланий. На этом этапе важно установить партнерские отношения с педагогом, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Опыт работы школ по новым стандартам в экспериментальном режиме продемонстрировал, что успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Мы должны помнить, что семья является первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной средой. Именно в семье он приобретает доверительные отношения и любовь к окружающим, у него целенаправленно формируется познавательная творческая активность в предметных, сюжетных и ролевых играх. Хорошая семья создает атмосферу для свободного творческого развития ребенка. Именно здесь впервые формируется отношение человека к себе: его самооценка на основе оценки взрослых, которая становится впоследствии основой его личностного становления. Новые стандарты призывают учителя воспитывать у ребенка любовь к своей семье. Но думается, что эта любовь воспитывается, прежде всего, самой семьей, всей системой семейных отношений.
В реальной жизни мы часто становимся свидетелями безответственного отношения родителей к детям. К сожалению, количество социальных сирот в стране растет год от года. Именно поэтому в стандартах четко оговаривается роль семьи как источника формирования личности, которая в период школьного детства трансформируется в роль советчика, помощника, в роль дружеской доверительной поддержки. Давайте признаемся друг другу, что часто это далеко не так.
Что же происходит в реальности? Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, семьи и школы, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не выполнить родительские наставления. Невозможно стать школьником в один момент. Адаптация ребенка к школе — это процесс длительный и сложный. Детей не нужно осуждать за интерес к игрушкам. Если мы активно поощряем его учебную деятельность, важно поддерживать и его игровую инициативу. Игровая деятельность с возрастом сойдет на нет, не надо стараться ее искоренить: это не принесет ребенку никакой пользы.
Большинство детей горит желанием стать школьниками. Важно поддерживать в них это желание. Постарайтесь каждый день искренне интересоваться школьными событиями и помните, что знания детей первых классов в не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите:
«Что интересного ты сегодня узнал на уроках?»
«Что веселого было на уроке физкультуры?»
«В какие игры вы играли?»
«С кем ты подружился в классе? Почему?».
Чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к школе, ему необходимо ощущение собственной успешности. Поэтому в первое время ему особенно важно поощрение, как со стороны учителя, так и со стороны родителей.
В первом классе безотметочное обучение: не требуйте от детей оценок. Их могут начать оценивать в первой четверти третьего класса: все зависит от того, какое решение приняла школа, формируя свою систему оценивания.
В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Для многих детей это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Помните: оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на ваше мнение о нем и на ваши к нему чувства. Важно помочь ему понять: иногда у него что-то  не будет получаться, но при этом он не становится плохим. Старайтесь не сравнивать ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Родители должны понимать и принимать, что современные дети учатся в школе не так, как когда-то  учились они. Нельзя ругать ребенка обидными словами за неспособность что-то  понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Обучение и воспитание должны строиться на успехе. Внимательные родители переживают не только каждую неудачу ребенка, но радуются даже самым маленьким его успехам. Только тогда вы станете ему другом, и он будет доверять вам самое сокровенное.
Новые стандарты призваны формировать учебную самостоятельность учащихся и активную жизненную позицию, которая немыслима без формирования самооценки, которая понадобится ученику и во взрослой жизни. И если родители не противники или сторонние наблюдатели школьной жизни своего ребенка, верят в него, следовательно, они вместе со школой будут последовательно формировать самооценку ученика.
Посещая родительские собрания, не стоит ожидать, что учитель будет на нем констатировать ошибки, неудачи детей в учебе. Это некорректно: о них он будет говорить с Вами наедине. А родительское собрание должно быть полезным для Вас в педагогическом отношении. Родительское собрание должно стать местом для обсуждения актуальных проблем образования, включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии. Поэтому надо проявлять свою активность, предлагать различные темы для обсуждения, помогающие решать проблемы современного образования.
Введение новых стандартов – очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но мы надеемся на ваше понимание, так как успешная учеба детей и их дальнейшее становление во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы. Поэтому мы будем рады, если оно будет не только в планах, но и на деле.
Здоровья и успехов Вам и Вашим детям!

Родителям о стандарте
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность трех систем требований:
-   требований к результату образования,
— требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
— требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В Стандарте четко обозначены требования к его результатам:
личностные  (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),
метапредметные (умение учиться),
предметные умения.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.
Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
«Здоровье это еще не все, но все без здоровья — ничто», — гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, программа Здоровьесбережения — направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей в нашей школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д. На базе нашей  школы  пятый год успешно работает конференция «Я – исследователь». Активное участие в исследовательской работе принимают обучающиеся начальной школы, которые с огромным увлечением под руководством педагогов и родителей выполняют проекты на самые разнообразные темы.
Одним из новшеств стандарта второго поколения, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это занятия детей  по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.
В Стандарте второго поколения прописаны требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы начального общего образования. Наличие требований к условиям означает, что без них достижение результата невозможно. В стандарте описываются требования к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям. Высокий уровень информационно-образовательной среды нашей школы (библиотечно-информационный центр, оснащенность компьютерами, компьютерные классы, интерактивная доска и т.д.) также говорит о готовности школы к введению Стандартов второго поколения.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся частично освоена в школе: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием! Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.
Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта? Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение в школе. Все это и много другое позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы начального общего образования, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования.

Хотелось бы в очередной раз выразить признательность нашим родителям за понимание и содействие во всех наших проектах и начинаниях!



ТХЭКВОНДО

Контакты
  • Адрес: 690106, г.Владивосток, пр. Красного Знамени, 25-а
  • Телефон: 245-88-78 (тел/факс); 245-99-47
*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.