Главная Новости школы

ШКОЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

  1. ИНФОРМАЦИЯ ПО ВОПРОСУ

О переносе начала учебного года в Приморском крае с 1 на 15 сентября

Вопрос о переносе даты начала учебного года в школах Приморья с                1 на 15 сентября впервые широко и публично был поднят осенью 2014 года. Инициатором выступил ректор ВГУЭС, депутат Законодательного Собрания ПК Геннадий Лазарев. Он предлагал распространить это решение на учащихся первых-восьмых классов. Свое предложение Лазарев мотивировал тем, что июль, август и сентябрь — самые благоприятные месяцы года, и при этом ссылался на опыт 2012 года, когда начало учебы в школах было сдвинуто на две недели в связи с саммитом АТЭС. В качестве аргумента в пользу своего предложения Лазарев привел результаты опроса Центра стратегических разработок и исследований ВГУЭС среди родителей, учеников и учителей (1579 человек). На третьем месте по популярности оказался вариант «июль-сентябрь» (190 человек), на втором – «с 15 июня по 15 сентября» (627 человек), самый популярный – «июнь-август» (762 человека). Таким образом, за перенос каникул высказались 52% опрошенных, заявлял депутат. В конце 2014 – начале 2015 года были проведены опросы в родительских интернет-сообществах (ВладМама). Предлагалось не только перенести летние каникулы для учащихся 1–8 классов на период с 15.06 по 15.09, но и организовать учебный процесс для этих классов по триместрам с равномерной учебной нагрузкой. Опросы показали паритетные результаты за и против.

Свое развитие дискуссия по вопросу о переносе сроков учебного года в Приморье получила в 2015 году после публичного заявления тогдашнего помощника Президента РФ Игоря Левитина, который предложил перенести начало учебного года по всей стране для использования туристического потенциала регионов в «бархатный сезон». В качестве примера Левитин привел западноевропейские страны, в которых для привлечения туристического потока на начало осеннего сезона дата старта учебного года в школах сдвигается до 15-20 сентября. Тогда же в 2015 году депутаты Законодательного собрания Приморья вновь вернулись к рассмотрению вопроса, создав рабочую группу по проекту «Изменение режима работы общеобразовательных школ Приморского края в связи с переносом летних каникул в 1-8-х классах» под председательством Игоря Чемериса. Обсуждалась не только возможность переноса сроков учебного года, но и переход на триместры в 1-8-х классах и на полугодия в 9-11-х классах.

В апреле 2016 года в Госдуму был внесен законопроект о переносе начала учебного года с 1 сентября на 1 октября. «Это не только позволит более эффективно использовать теплое время года для полноценного отдыха детей, но и поможет развитию внутреннего туризма в России», — мотивировали свое предложение депутаты. А в августе 2017 года те же депутаты внесли обновленный проект, согласно которому предлагалось разрешить муниципалитетам принимать решение о переносе учебного года «исходя из климатических, национальных и иных особенностей конкретного муниципального образования». В январе 2018 года СМИ сообщали о том, что комитет Госдумы по образованию и науке не рекомендовал нижней палате парламента принимать данный законопроект.

 

Выводы

 

Вопрос о переносе сроков учебного года в Приморском крае не теряет своей актуальности по причине климатических особенностей территории. Вместе с тем до сих пор не было предпринято попыток вынести данную инициативу на всеобщее свободное обсуждение жителей Приморского края. Публичная дискуссия по этому вопросу носила экспертный (репрезентативный) характер и вряд ли могла достоверно отразить общественное мнение.

Учитывая многолетнюю продолжительность общественной дискуссии по данному вопросу, имеет смысл вынести его на «Школьный референдум» с тем, чтобы как можно большее количество жителей края, наконец, высказались по этому поводу. Кроме того, «Школьный референдум» позволит в дальнейшем при необходимости подходить к решению данного вопроса дифференцированно, поскольку его результаты должны определить те муниципалитеты края, где перенос сроков учебного года явно нежелателен.

 

Основные аргументы за и против (по данным публикаций в СМИ)

 

ЗА

 

— У нас в Приморье «бархатный сезон», как раз и захватывает половину сентября. А вот июнь для полноценного летнего отдыха менее приспособлен. В иные годы, в зависимости от погоды, он начинается в августе. И, конечно, детям и их родителям бывает обидно, что наиболее комфортный для активного отдыха, поездок к морю и внутреннего туризма период прерывается началом учебного года. Кроме того, в августе-сентябре проще решить проблему с авиабилетами: их легче достать, да и стоят они дешевле.

 

— Многие родители специально подгадывают отпуска на это время, чтобы максимально полноценно отдохнуть с детьми. В итоге, большая часть школьников появляется на занятиях как раз в середине сентября. Как следствие, дети пропускают занятия, отстают от учебного процесса и потом приходится нагонять в ускоренном темпе.

 

— Режим работы общеобразовательных школ в целом из-за этого не изменится: июнь в любом случае является рабочим месяцем, когда завершается итоговая аттестация девятых и одиннадцатых классов, а сентябрь также останется учебным месяцем для старшеклассников, которые должны к итоговой аттестации подготовиться.

 

— Удвоится по времени сезон туризма и активного семейного отдыха в Приморье и будут созданы условия для повышения качества здоровья детей младшего и среднего школьного возраста.

— Деньги населения, направленные на отдых и туризм, останутся в крае. Также это решение поспособствует разгрузке транспортных коммуникации в июне и сентябре, что позволит снизить интенсивность и удлинить период восстановительных дорожных работ в городе и крае.

 

— В соответствии с действующим законодательством каждая образовательная организация сама определяет график учебного процесса и деятельности школы. Но получить значительные экономические и социальные эффекты можно, только если реализовать эту идею системно для всего Приморского края. 

 

ПРОТИВ

 

— Праздник 1 сентября – День знаний – это традиционное начало учебного года. Таким образом традиционный праздник День знаний утратит свое значение.

 

— Первые недели сентября – идеальное время для внеклассной деятельности с учителем, которая заражает школьников на весь учебный год.

 

— Сроки ЕГЭ, сроки подачи документов для продолжения образования, многие школы являются пунктами приема государственного экзамена – все это создает преграды для начала обучения с середины сентября. Если будут продуманы все варианты, сдвинуты все сроки, то только тогда можно принимать подобную инициативу.

 

— Климатические условия даже в пределах Приморского края не позволяют перенести начало учебного года на средину сентября по всем районам. Если на юге края в это время начинается «бархатный сезон», то на севере – уже холодно.

 

  1. ИНФОРМАЦИЯ ПО ВОПРОСУ

О замене бумажных учебников на электронные

 

Различные страны активно занимаются внедрением электронных учебников в образовательный процесс. В Южной Корее с 2012 года идёт обучение учителей работе с электронными пособиями. Система обучения по электронным учебникам в Австралии также находится на стадии формирования.

В 2011 году Минобрнауки России провел экспериментальное внедрение электронных учебников в 38 школах 9 регионов России. В рамках эксперимента были протестированы устройства разных производителей.

Весной 2013 года в 75 московских школах был проведён эксперимент по внедрению электронных учебников. Его продолжительность составила 60 дней, учителя оценили его результаты положительно, но отметили, что электронные учебные материалы нуждаются в доработке.

Департамент образования города Москвы совместно с издательством «Просвещение» с 1 сентября 2014 года начал проводить эксперимент в рамках проекта «Электронная образовательная среда» по внедрению электронных учебников в шести школах. Занятия проходили по четырем дисциплинам: по истории, химии, биологии и географии.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 1559 от 8 декабря 2014 года с 1 января 2015 года все российские школы обязаны перейти на те учебники, для которых будет выпущена электронная версия.

В 2015 году 415 учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, были переведены в электронную форму. Чтобы войти в Федеральный перечень, электронный учебник должен воспроизводиться как минимум на двух операционных системах и быть безопасным для здоровья]. Электронные учебники планируется объединить с электронными дневниками учеников и школьными журналами. Электронный учебник содержит в себе гиперссылки на встроенные в носитель энциклопедии и перекрестные ссылки между разделами учебника, в нем можно прослушивать и просматривать учебные аудио и видео материалы, проходить тестирования. В 2015 году в обучении школьников было задействовано 3,3 электронных учебников. Около 30 столичных школ активно использует их в обучении учеников. В 2018 году оснастить электронными учебниками планируется все школы Москвы.

 

Что такое электронный учебник

 

Электронный учебник — это специальное устройство, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник. В настоящее время трактовка словосочетания «электронный учебник» очень широка: в некоторых случаях под ним подразумевается электронная версия бумажного учебника, в некоторых — сложный комплекс программ на электронных устройствах, позволяющий демонстрировать ученикам, помимо текста, обучающий мультимедийный материал, содержащий в себе также интерактивные блоки проверки знаний, обновляющийся из централизованного источника и так далее.

Электронные учебники последнего вида находятся в стадии разработки, поэтому в основном современные электронные учебники представляют собой электронный текст с иллюстрациями. Практически все учителя отмечают простоту использования электронного учебника учениками, повышение у школьников мотивации и интереса к работе с учебным предметом с помощью технического устройства, удовольствие при использовании ЭУ на уроках и дома.

 

Основные аргументы за и против

 

ЗА

 

Концепция электронных учебников состоит в том, чтобы сделать их не просто заменителями бумажных пособий, а инструментом обучения с расширенными возможностями по сравнению с традиционными учебниками. Основное преимущество электронного пособия — интерактивность. Технологии электронных устройств, на которых работают электронные пособия, позволяют, помимо текста, предоставлять ученикам возможность открывать аудиофайлы, видеоролики, копии различных документов, перекрестные материалы из других пособий и энциклопедий.

Достоинствами электронного учебника являются:

  • Использование дополнительных возможностей. Обычно, электронные учебники включают в себя несколько частей: текстовую  (аудио) часть, графическую часть  (рисунки, схемы, чертежи, таблицы), анимацию, видео- и аудиозаписи, и строятся по модульному признаку. Использование компьютерной анимации дает возможность визуализировать сложные графики, схемы и явления макро- и микромира, что при использовании обычных учебников просто. Именно благодаря этому учебный процесс становится для учащихся наиболее увлекательным и запоминающимся, что в конечном итоге благотворно влияет на усвоение материала.
  • Простой и удобный поисковый механизм, как в самом электронном учебнике, так и за его пределами. С помощью гиперссылок можно перемещаться не только по тексту  (картинкам и графикам) учебника, но и перейти на сайт в интернете с необходимой информацией. 
  • Расширенное восприятие информации. Всем известно, что огромную роль в восприятии информации является зрение, на него приходится порядка 90% усваиваемой и получаемой нами информации. Звуковой способ восприятия составляет порядка 9%, на остальные органы чувств приходится всего 1%. Исходя из этого, можно сделать вывод, что электронный учебник является наиболее ясным, понятным способом получения знаний.

 

ПРОТИВ

 

Недостатками электронных учебников являются:

  • Необходимость использования специального оборудования и программ для работы с электронными пособиями. Несмотря на повсеместное использование компьютеров и прочих гаджетов, к сожалению, не всех есть возможность их приобрести.
  • Для нашей страны дистанционное обучение является непривычной и нетрадиционной формой, поэтому электронные учебники, как новые средства обучения, многие воспринимают с недоверием, считая, что они не способны заменить обычных занятий.

 

Различия между электронными учебниками и печатными учебниками

Сравнительные характеристики

Электронный учебник

Печатное издание

Уровень сложности

Рассчитан на один уровень сложности

Может содержать несколько уровней сложности

Уровень наглядности

Ниже, из-за ограниченных возможностей представления информации  (картинки и графики)

Выше, благодаря возможности использования аудио- и видеофайлов, гиперссылок. Можно увидеть физический или химический эксперимент в динамике

Уровень проверки знаний

Небольшое разнообразие заданий для самопроверки. Невозможность узнать результат самопроверки

Огромное разнообразие проверочных заданий, возможность не только сразу узнать результаты самопроверки, но и получить комментарии и разъяснения при неправильном ответе

Дополнительная помощь

Отсутствует

При самостоятельной работе  «возникают» подсказки, помогающие правильно выполнить задание

Словарь

Для того чтобы найти интересующее определение, нужно перелистать весь учебник

Благодаря гиперссылкам можно сразу же найти нужное понятие за доли секунд

Изменение

В уже изданный учебник нельзя добавить что-то  новое. Его необходимо переиздать, чтобы дополнить

Возможность корректировки, дополнения и исправления информации в любое время

 

 

10 Февраль 2018, 241 просмотр.


ТХЭКВОНДО

Контакты
  • Адрес: 690106, г.Владивосток, пр. Красного Знамени, 25-а
  • Телефон: 245-88-78 (тел/факс); 245-99-47
*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.